"Live Aid" - концерт, потрясши мир.
"Я всегда знал, что мы сильная группа"
Это был концерт, разрекламированный как самое грандиозное шоу в мире, на что имелись все основания. "Лайв Эйд" показал, кто есть кто в рок-музыке, представив лучших из лучших, среди которых Пол Маккартни, Элтон Джон, Дэ-вид Боуи, "U2", "Дайер Стрейтс", "Who", Фил Кол-линз, Эрик Клэптон, Мадонна, Мик Джаггер и Стинг. Два концерта - на лондонском "Уэмбли" и на стадионе имени Кеннеди в Филадельфии - смотрели 2 миллиарда человек в ста семидесяти странах мира.
Организовал шоу Боб Гелдоф, бывший панк-рокер и лидер группы "Бумтаун Рэтс". Концерты проводились для сбора средств в помощь голодающим Эфиопии. Боб Гелдоф, прозванный за свою деятельность Святым Бобом, решил устроить это грандиозное благотворительное шоу после того, как увидел телерепортажи о засухе и голоде в Эфиопии. Ценой неимоверных усилий, различных уловок, призывов к совести и дружеских уговоров он сумел запустить шоу, о котором невозможно было и мечтать.
Оба марафонских концерта в этот жаркий день 13 июля 1985 года проходили с непрерывным успехом. Группа за группой делала очередной вклад в благотворительность, свидетелем чего был весь мир. В Лондоне концерт, на котором присутствовали принц Чарльз и принцесса Диана, начался в полдень выступлением "Статус Кво". "Rocking All Over The World!" ("Потрясем мир!") - призывала группа. Это и было целью выступлений всех участников шоу, которое закончилось шестнадцать часов спустя в Филадельфии.
Много замечательных и первоклассных исполнителей порадовали любителей поп- и рок-музыки. Но одна группа, несомненно, выделялась на этом празднике. Это - "Куин". Уже около семи вечера их выход объявили известные британские комики Гриф Рис Джоунз и Мел Смит. Семидесятитысячная толпа взорвалась. Под первые аккорды "Hammer То Fall" Меркьюри предстал на сцене - в белой майке и голубых джинсах, на шее - серебряный амулет. Он легко скользил по сцене, каждый его жест приковывал к себе внимание аудитории. Через несколько минут она была повержена. Исполнялись бессмертные хиты "Bohemian Rhapsody" и "Radio Ga Ga", приведшие публику в состояние экстаза. А Фредди все заводил себя, группу и зрителей. На его лице, блестевшем от пота, отражалась высшая степень напряжения.
Позже он говорил: "Я пытался их покорить. Не думаю, что мое выступление удалось. Надо отдавать все, чтобы завоевать сердце каждого из них; поэтому всякий раз, выходя на сцену, я пытаюсь доставить людям радость". В этот день "Куин" превратились в суперзвезд, и миллиарды людей стали свидетелями их силы и магнетизма. Элтон Джон признался, что им не было равных. Это рок-представление длилось двадцать минут, дав возможность Меркьюри полностью проявить себя. Толпа подпевала "Crazy Little Thing Called Love", откликалась на каждый ритм "Radio Ga Ga". Семьдесят тысяч человек раскачивались в такт "We Are The Champions".
Меркьюри говорил: "Мы выбрали песни, которые люди знают и легко узнают. Цель концерта - обратить внимание на одну из самых больших человеческих проблем, однако мы хотели, чтобы было не так грустно". Меркьюри был хозяином сцены. Исполняя на пианино "Bohemian Rhapsody", а на гитаре - "Crazy Little Thing Called Love", он даже нашел время подурачиться с одним из операторов Би-Би-Си.
Перед самым финалом, который должен был венчать гимн "Лайв Эйд" - сильнейший хит всех времен "Do They Know It's Christmas?" в исполнении участников концерта, на сцене вновь появились "Куин". Под восторженные вопли Меркьюри и Мэй исполнили как нельзя более подходящую к этому событию "Is This The World We Created?.." с альбома "The Works".
"Удивительно, - вспоминал Меркьюри, - мы написали эту песню задолго до "Лайв Эйд". Эта песня - о страданиях детей и голоде на планете, поэтому мы не могли без нее обойтись". На следующий день пресса взахлеб рассказывала о концерте и безусловном успехе группы. Лондонская "Дейли миррор" назвала шоу "абсолютно превосходным", а Боб Гелдоф сказал: "Куин" была лучшей группой дня, что бы ни говорили".
Брайан Мэй вспоминал: "Все играли неплохо, но Фредди был на голову выше. От него сходили с ума все, не только поклонники "Куин". Публика и телезрители даже не догадывались, что у Меркьюри было больное горло и врачи настоятельно советовали ему не участвовать в концерте. Однако уговоры не подействовали - Фредди не мог разочаровать своих поклонников.
Триумф "Куин" на "Уэмбли" с лихвой компенсировал разочарования их фанов, которые сокрушались, что любимая группа не приняла участие в записи сингла "Do They Know It's Christmas?", потому что была на гастролях в Европе, когда шла запись. "В этот раз "Куин" - со всеми командами", - говорил перед концертом Меркьюри. Трагедия в Эфиопии была воспринята Меркьюри, как и многими в мире рока, с сочувствием: "Когда я увидел репортаж, он меня очень взволновал. Я даже не смог досмотреть передачу и выключил телевизор". Но Фредди отверг слухи о том, что группа отменила все выступления, для того чтобы сыграть в "Лайв Эйд" из-за комплекса вины: "Я никогда не испытывал вины за свое богатство. Что я чувствовал, так это обиду и досаду, что в мире такое творится. Одно время во мне преобладало чувство беспомощности. Цель этого проекта - поднять людей на борьбу с голодом и засухой. Донести это до каждого".
В то же время "Лайв Эйд" имел большое значение и для самой группы. Год назад они разочаровали часть своих поклонников, выступив в Южной Африке. Это неприятно выделяло "Куин" среди других рок-звезд. Участие в "Лайв Эйд" было шансом поправить свой "имидж. Музыканты собирались дать лучшее шоу в своей жизни и уединились на два дня в студии, репетируя предстоящее двадцатиминутное выступление. На этот раз они старались, чтобы все получилось идеально: "Мы потратили больше времени на репетиции, чем обычно перед очередным турне",-вспоминал Брайан Мэй. Успех на "Уэмбли" стал поворотным моментом для "Куин", поскольку 1982 - 1983 годы были для группы временем затишья. Она снова появилась на сцене с выходом альбома "The Works", содержавшим множество хитов.
"Лайв Эйд" завоевал для "Куин" сердца более молодых поклонников. Меркьюри больше не выглядел в их глазах звездой семидесятых. Концерты группы переместились с маленьких арен на огромные стадионы. В 1984 они дали четыре концерта на одной из площадок "Уэмбли", вмещающей только 9 тысяч человек. Спустя год после "Лайв Эйд" "Куин" играли на стадионе "Уэмбли" перед 150 тысячами человек и перед 120 тысячами - в Небворте. Во время их европейского турне на каждый концерт приходило более 80 тысяч зрителей.
Все участники "Лайв Эйд" прекрасно понимали, что их благотворительный проект имеет и коммерческую сторону. Они признавали, что это шоу каждому даст уникальную возможность показаться буквально всему миру. За день до концерта Роджер Тейлор говорил: "Конечно, это замечательное мероприятие, оно поможет собрать много денег. Но не надо забывать - мы это делаем и для своей славы". Неделю спустя после "Лайв Эйд" альбом "Куин" "Greatest Hits" взлетел в списках на целых пятьдесят позиций, а пластинка "The Works" снова стала хитом. Продажа пластинок и видеозаписей группы увеличилась примерно в пять раз. Первый сольный альбом Меркьюри "Mr. Bad Guy" поднялся на сорок позиций, его продажа возросла в три раза.
Однако все это не шло в сравнение с тем, что "Лайв Эйд" внес в мир рок-музыки новые чувства ответственности, единения и теплоты, которыми он не мог похвастаться прежде. "Куин" под впечатлением шоу записали сингл, посвященный Бобу Гелдофу. "One Vision" был исполнен признательности этому человеку за его настойчивость в оказании помощи-страдающим. В ноябре 1985 сингл занял седьмое место. "Боб Гелдоф сделал великое дело, - говорил Меркьюри во время "Лайв Эйд". - Можно вообразить, сколько сил ему стоило собрать всех нас и добиться успеха. Я испытываю глубокое уважение и восхищаюсь им".